
Emotional Big Data – новый уровень аналитики для управленческих решений
Сегодня сложно представить себе крупную компанию, которая не использует аналитику больших данных. Но в этой сфере наступает новая эра – эмоциональные большие данные, которые позволят не только понять, какие экономические действия совершает человек, но и что он при этом чувствует. О том, как Emotional Big Data изменит рынок, обсудили 20 июня на сессии «Как большие данные делают экономику умнее».
Модератором дискуссии, состоявшейся в рамках ПМЭФ, выступил экономический обозреватель, директор Института изучения мировых рынков Алексей Бобровский, обозначивший тему беседы.
Сегодня большие данные стали неотъемлемой частью менеджмента. Даже национальные проекты ориентируются на использование Big Data для комплексного развития территорий и разных сфер экономики. Как это выглядит на практике и что ждет эту сферу в будущем?
Как отметил первый заместитель генерального директора Холдинга Т1 Дмитрий Харитонов, в настоящее время объем знаний о клиенте вырос с 3000 атрибутов до 31 000. Этот гигантский массив информации используется в самых разных целях: при разработке CRM, для обеспечения безопасности, для стимулирования продаж.
Следующий шаг – обмен данными между крупными игроками рынка и целыми отраслями, который сформирует абсолютно новые бизнес-модели.
«Должна появиться культура совместного использования данных, – подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Евгений Чаркин. – Речь не просто об отдельных больших данных, полученных РЖД, банками или ритейлом, а о том, чтобы эти данные работали вместе, обогащая друг друга и делая услуги удобнее для клиентов. Сегодня перед игроками рынка стоит цель выровнять темп цифровизации в разных отраслях и разработать принципы совместного использования Big Data».
Объединение компетенций в этом контексте порождает абсолютно новый формат данных, а именно «эмоциональные большие данные». В качестве поставщика Emotional Big Data способны выступить развлекательные медиа, которые в значительно меньшей степени анализируют поведение людей в экономических процессах, но при этом глубоко понимают чувства и эмоции своей аудитории в разные моменты времени.
Как рассказал управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников, каждую секунду, потребляя контент, совершая экономические действия, человек испытывает определенные чувства, что позволяет накопить огромные массивы данных. Однако долгое время эмоциональные большие данные считались своего рода информационным шумом: их никто не анализировал и не использовал на практике.
«Данные, накопленные «Русской Медиагруппой», позволяют совместить их с большими данными других отраслей и понять связь между действием (покупкой, поездкой, переводом) и чувствами человека, – рассказал Дмитрий Медников. – И если наложить Emotional Big Data на метрики экономических действий, мы получим новое явление: эмоциональную карту, которая будет востребована в самых разных сферах – туризме, креативной экономике, вопросах развития демографии и так далее».
Аналитика больших данных во многом связана с этическими вопросами. Не получится ли так, что Emotional Big Data смогут управлять эмоциями людей? – поднял важную тему модератор дискуссии. Не исключено, что использование таких массивов информации о людях потребует в будущем создания кодекса, определяющего допустимые пределы использования эмоциональных больших данных.
Пока же традиционная Big Data действительно играет решающее значение для развития многих сфер экономики. Как рассказал старший вице-президент, руководитель блока технологий ПАО Сбербанк Кирилл Меньшов, именно большие данные служат фундаментом для технологий на основе искусственного интеллекта, который, в свою очередь, является основой будущего развития экономики.
«Развитие крупных платформ сильно драйвит экономику, – также рассказал управляющий партнер Авито Иван Гуз. – Мы создаем пространство, чтобы экономические агенты – покупатели и продавцы – лучше находили друг друга. И чем прозрачнее мы делаем рынок, тем лучше он начинает работать. Сейчас большие данные можно условно разделить на два уровня: макроуровень, в рамках которого мы несколько сверху смотрим на индустрии и территории, и уровень непосредственно экономических агентов, которым большие данные помогают быть эффективнее».
Как отметил председатель совета директоров Группы компаний «Аэроклуб» Денис Матюхин, большие данные также помогают выстраивать предиктивные модели взаимодействия с клиентами, чтобы предлагать потребителю именно то, что ему нужно. Большую роль в этом также играют технологии искусственного интеллекта, способные значительно ускорить все бизнес-процессы.
В числе трендов Big Data генеральный директор МТС Web Services, первый вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин также назвал необходимость не только накапливать и обрабатывать «исторические» большие данные, но и научиться работать с ними в режиме реального времени.
Все спикеры сошлись во мнении, что главным направлением развития и использования больших данных становится объединение массивов информации от самых разных представителей экономики. Совмещение Big Data сектора финансов, медиа, ритейла, креативных индустрий, туризма, а также разработка соответствующей технической базы, обеспечивающей безопасность и обезличенность, сегодня в центре внимания крупных игроков рынка.