Для продвижения вина нужен комплексный маркетинг: спикеры обсудили будущее российского виноделия на площадке ПМЭФ-2022

На площадке юбилейного XXV Петербургского международного экономического форума «Русская Медиагруппа» выступила организатором открытого диалога «Маркетинг и продвижение русского вина: от заката до рассвета», главной темой которого стали проблемы и перспективы российской винной индустрии. Какова специфика маркетинга отрасли, что мешает ее развитию и какие шаги помогут поднять российское виноделие до международного уровня – обсудили эксперты.

«Музыкальная и винная индустрии всю жизнь развивались вместе, но потом несправедливо были разделены. И сегодняшнее мероприятия должно способствовать тому, чтобы восстановить эту взаимосвязь, – открыл беседу модератор, управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников. – В этом году мы запустили проект «Русское играет» в рамках развития российского эно-туризма и в поддержку российским производителям игристых вин. Также при участии «Русской Медиагруппы» ежегодно проходит более 20 000 мероприятий по всей стране, и на каждом из них мы хотим предложить гостям именно российские игристые вина».

Сегодня, по мнению собравшихся экспертов, существенной проблемой в продвижении российской винной индустрией является полный запрет на рекламу соответствующей продукции в СМИ. При этом российские вина могут составить существенную конкуренцию лучшим западным образцам. Как отметил вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев, российское виноделие, утратившее позицию в тихих винах в пользу импорта, сегодня на фоне событий и экономических изменений, может сделать рывок в развитии и прийти на рынке к пропорции 60 на 40 относительно иностранных вин.

Что же сегодня мешает индустрии?

«Одно из препятствий современного винного маркетинга – надо знать, любить, понимать продукт. А вторая проблема в том, что инвестиция в виноделие – это очень долгие деньги. Цикл инвестиций 15 лет минимум. И, чтобы сделать бизнес эффективным, нужно научить банкиров мыслить, как фермеры», – рассказал сооснователь и вице-президент, компании Simple Group Анатолий Корнеев.

Спикеры обсудили, что в маркетинге вина, действительно, есть много нюансов. И не каждый профи может взяться за эту сложную индустрию. Также для продвижения продукции этой отрасли и особенно новинок, необходим комплексный маркетинг: продвижение региона, сорта, стиля.

При этом важно отдать должное позитивным изменениям, которые произошли на российском рынке даже при наличии зарубежных конкурентов.

«Мы ежегодно в конце года проводим всероссийские опросы. До 48% выросла доля россиян, которые доверяют бренду «Российское вино», и это большая заслуга государства», – рассказала Елена Саратцева, заместитель руководителя, АНО «Российская система качества».

И все-таки закон, позволяющий рекламу российского вина, дающий разрешение на онлайн-продажу, на продажу российского вина в тех местах, где традиционно собираются люди – необходимость, когда речь идет о развитии отрасли. Об этом говорила и Мария Гореславская – соучредитель премии винных карт Russian Wine Awards.

Только такой подход позволит аудитории познакомиться с российским продуктом и по-настоящему оценить его. «Как люди должны перейти от Просекко к Золотой Балке? Это произойдёт само собой. Люди должны просто попробовать», – отметил владелец и инвестор одного из крупнейших винодельческих хозяйств Крыма «Золотая Балка» Артем Зуев. 

«Креативен был Иоганн Себастьян Бах, – резюмировала генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. – Он написал «Кофейную кантату». Мне кажется, сейчас для продвижения винной истории, надо, чтобы российский композитор сочинил «Винную кантату» – и мы ее пели».